Как называется машина, которая возит камни: разбираемся в видах спецтехники

Камни на стройке или в карьере не переносят вручную. Для этого нужны специальные огромные машины, и тут часто возникает вопрос — а как же они называются? Если в разговоре кто-то говорит «грузовик, который возит щебень», чаще всего имеют в виду самосвал. Но не всё так просто: для разных задач используют разные виды техники.

Самосвал — самое популярное и привычное название. Им грузят камни, щебень, песок, и вообще всё, что должно ехать без аккуратности. Кузов быстро нагружают сверху, а после просто поднимают и высыпают содержимое, не марочась. Но бывают ситуации, когда обычный самосвал не справится, например, при перевозке чрезмерно тяжёлых или габаритных валунов прямо из карьера.

Самое простое название для перевозки камней

Когда слышишь вопрос о том, как называется машина для перевозки камней, первое, что приходит в голову — это самосвал. И это не случайно. Самосвал — универсальная техника, которую можно встретить почти на любой стройке или в карьере.

Внешне он напоминает обычный грузовик, но есть отличия. Главное — это поднимающийся кузов. Достаточно нажать на кнопку, и весь груз высыпается за пару секунд. Такой принцип работы экономит время и снижает риски травм при ручной разгрузке. Да и ломаться там почти нечему.

На профессиональном языке самосвалы делятся на дорожные (ездят по дорогам общего пользования) и карьерные (работают только на промышленных объектах, часто превышая допустимые габариты и массу). Обычно для перевозки камней на стройке используют типовой самосвал КАМАЗ, а на крупных карьерах — гигантские БелАЗы.

Вот простая таблица для понимания различий:

Тип самосвалаГде используютПример максимальной загрузки
ДорожныйСтроительные объекты, города15-25 тонн
КарьерныйКарьер, рудникот 40 до 450 тонн

Интересно, что в России чаще всего под «самосвалом» подразумевают машину на базе КАМАЗа, но в мире этот класс гораздо шире. Так что если кто-то говорит: «Нужна машина для перевозки камней», имейте в виду — речь почти всегда про самосвал.

Чем отличается самосвал от карьерника

Встретить самосвалы можно на каждом шагу — они ездят по дорогам, работают на стройках, помогают вывозить мусор. Но если взглянуть на карьер, там работают совсем другие звери: так называемые карьерные самосвалы, или просто карьерники. Они огромные, и если поставить рядом обычный самосвал, разница в размерах будет бросаться в глаза сразу. Для понимания, кузов карьерного гиганта может вместить сразу больше пяти легковых автомобилей.

Главные отличия между самосвалом и карьерником:

  • Размер и грузоподъемность: Обычные самосвалы вмещают обычно до 25-30 тонн. Карьерники перевезут до 350 тонн за раз. Самый известный в России БелАЗ-75710 тянет почти 450 тонн.
  • Место работы: Самосвалы ездят по дорогам общего пользования и стройкам. Карьерники не выезжают на дороги — их стихия только карьер и огромные стройплощадки.
  • Конструкция: Обычный самосвал может быть на базе любого грузовика, с обычными колесами и рессорами. Карьерник – это обычно очень высокое шасси, колеса ростом с человека и мощный мотор на сотни лошадиных сил.
  • Скорость: Самосвал обгонит карьерник. Последние разгоняются максимум до 40 км/ч, зато могут ехать даже по очень плохой дороге.
  • Цена и обслуживание: Карьерная техника стоит в разы дороже и требует специального обслуживания и огромного количества топлива. Заправить топливный бак на карьернике – это как наполнить ванну бензином.

Для наглядности сравним основные характеристики в таблице:

ПараметрСамосвалКарьерник
Грузоподъемность10–30 тонн60–450 тонн
Колесадо 1,2 мдо 4 м
Мощностьдо 400 л.с.от 1000 до 4600 л.с.
Область работыГорода, стройкиКарьер, рудник

В реальной жизни, если нужно доставить камни по обычному шоссе, используют обычный самосвал. А вот с карьера на переработку — только карьерник. Их не пугают ямы, уклоны и даже снег с грязью. В этом главная суть: техника подбирается строго по задаче и типу груза.

Какие ещё машины используют при транспортировке камней

Какие ещё машины используют при транспортировке камней

Одними только самосвалами дело не обходится. Там, где нужны перевозки крупного камня или работы прямо в карьере, появляются и другие типы строительной техники.

  • Карьерные самосвалы. Это настоящие исполины, специально созданы для работы с большими объёмами и весом. Самые известные: БелАЗ, CAT, Komatsu, Hitachi. Некоторые из них за раз увозят до 400 тонн груза — обычному большегрузу такое и не снилось.
  • Фронтальные погрузчики. Не возят камни на дальняк, но активно участвуют в погрузке и разгрузке. Именно они «заряжают» самосвалы и карьерники материалом, двигаясь прямо по площадке.
  • Экскаваторы. Без них никуда: эти ребята выкапывают породу и нагружают транспорт. У экскаваторов есть глубокий ковш, зацеп может тянуть тяжёлые валуны.
  • Прицепные и модульные транспортёры. Когда камень слишком велик или специфичен по форме, используют спецплатформы или прицепы низкорамные. Такой транспорт часто движется очень медленно, но может взять на себя негабарит.

В редких случаях, например, на небольших стройках, камень возят тракторными прицепами. Но это решение больше для дачи, а не серьёзной стройки или карьера.

Тип техникиПримерная грузоподъёмность
Карьерный самосвал100–400 тонн
Обычный самосвал10–40 тонн
Фронтальный погрузчик3–20 тонн (за раз на ковш)
Экскаватор1–5 тонн на ковш (в среднем)

И вот ещё интересный момент: самая большая в мире машина для перевозки камней — это карьерный самосвал БелАЗ-75710, его масса с грузом достигает 810 тонн! Такая техника работает только в крупных промышленных карьерах.

Советы по выбору спецтехники для разных задач

Для перевозки больших камней не подойдёт любой самосвал. Тут важно учитывать размеры и вес груза, условия грунта и даже расстояния между точками погрузки и выгрузки. Погнали разбираться, как выбрать нужную строительную технику.

  • Масса и объем камней. Для лёгкого щебня хватит стандартного самосвала грузоподъемностью около 20 тонн. Если речь о валунах весом по несколько тонн каждый — берут более мощный карьерный самосвал
  • Где будете работать. Для города подойдут обычные дорожные машины — к примеру, КамАЗ или МАЗ. В закрытом карьере выбирают огромные шарнирно-сочленённые либо сверхтяжёлые грузовики вроде БелАЗа.
  • Тип выгрузки. Если площадка узкая — смотрят в сторону скандинавских самосвалов с задней или боковой выгрузкой. Там, где нужно точно ссыпать, иногда берут самосвалы с автоматическим управлением кузовом.
  • Расстояния перевозок. Для дальних рейсов выгоднее машины с низким расходом топлива и мощными двигателями. В небольшом карьере достаточно техники попроще.
  • Стоимость аренды и обслуживания. Мощные карьерные самосвалы стоят в разы дороже обычных. Не переплачивайте, если не везёте по-настоящему огромные камни.

Вот сравнение грузоподъёмности популярных моделей:

МодельГрузоподъёмность (тонн)
КамАЗ 6511515
БелАЗ 754745
БелАЗ 75710450

Даже если знаешь, что везёшь, не ленись свериться со строительными нормами. В городах есть ограничения на осевую нагрузку, а карьерные монстры на обычную дорогу вообще не выйдут — учти это, иначе могут влететь штрафы или вообще не допустят к работе. Так что если речь про машину для перевозки камней, обязательно уточняй задачу до мелочей. Это сэкономит кучу времени и денег.

Интересные факты и лайфхаки эксплуатации

Интересные факты и лайфхаки эксплуатации

Разговор про машины для перевозки камней сразу становится живее, если вспомнить пару неожиданностей. Например, самые большие самосвалы в мире собирают не на заводах, а прямо на месте, где они будут работать. Их доставляют частями, потому что собрать такое чудовище целиком невозможно перевезти по обычной дороге.

Шины для карьерной техники стоят как хорошая квартира — цена на одну может доходить до 3 миллионов рублей. И главное, что срок службы шин напрямую зависит не только от качества дороги, но даже от того, насколько ровно грузить камни. Если нагрузка идёт в одну сторону — шина начинает стираться быстрее. Замена шин входит в основные расходы при эксплуатации техники.

  • Если грузить только сухой камень, шансы застрять в грязи в разы меньше. Камни, смешанные с сырой землей, могут обвалиться в самый неудобный момент.
  • В экстремальную жару карьерные автомобили иногда греются настолько, что не спасает даже система охлаждения. Опытные водители дают механизму «отдохнуть» после каждого рейса.
  • Чтобы продлить срок службы строительной техники, важно регулярно чистить кузов от остатков материала. Оставшийся щебень быстро разрушает покрытие изнутри.

И напоследок, редкий факт: у некоторых карьерных самосвалов кабина располагается не слева, а по центру. Это помогает водителю лучше оценивать габариты и управлять намного точнее, особенно на узких участках карьера.

Максимальная грузоподъёмность (тонн)Высота машины (м)Цена новой шины (руб.)
4507,53 000 000
Дмитрий Ястребов

Дмитрий Ястребов

Я работаю в строительной отрасли уже более 15 лет, специализируясь на проектировании и управлении большими строительными проектами. Мне также нравится писать статьи о последних тенденциях и инновациях в строительстве, а также делиться практическими советами и решениями. В свободное время я изучаю новые технологии и их применение в нашей области, что позволяет улучшать качество моей работы.

посмотреть все публикации

Написать комментарий