Вот бы кот Барсик знал, через что приходится проходить исследователям! Несмотря на то, что сегодня мир связан тысячами рейсов, когда-то переход между Россией и Америкой казался безумием. Первым, кто всерьёз задумался о пути через Берингов пролив, был российский казак Семён Дежнёв. В середине XVII века он плыл вдоль холодных берегов Чукотки, даже не догадываясь, что на другом конце пролива уже начинается американский континент. Позже к этим водам отправлялись и другие — например, знаменитый капитан Джеймс Кук, а также экспедиции Биллингса и Сауринга. Морской путь был настолько суровым, что любое плавание через пролив считалось подвигом.
Уже в XIX веке первые путешественники задумывались о сухопутном пути через Берингов пролив. В 1867 году — именно тогда, когда США купили Аляску, — появилась фантастическая на тот момент идея о прокладке «Междуконтинентальной железной дороги» из Сибири в Америку. Звучит как сюжет из фильмов про Индиану Джонса! Помешала политическая неразбериха и суровый климат, ну и деньги тоже. Но сами инженерные расчёты уже тогда доказывали: такой проект возможен. В последние сто лет пролив несколько раз пересекали на льду. В 1998 году, например, российский спортсмен Дмитрий Шпаро и его команда пересекли пролив на лыжах за неделю. Представьте — неделя по льду открытого моря при минус 30 градусах! А в 2006 году американец Карл Бушби и россиянин Дмитрий Кириллов попробовали сделать это пешком, используя надувные сани. Их задержали пограничники, но они всё равно вошли в историю.
Сегодня таких переходов почти не совершают, потому что официально пересекать сирену нельзя да и льда становится меньше из-за потепления климата. Зато весь мир вспоминает эти истории, когда речь заходит о новых мостах и тоннелях между материками.
Если вы думаете, что идея соединить два континента — нечто из фантастики, вот вам факт: инженеры уже разрабатывали вполне реальные проекты тоннеля под Беринговым проливом. Самый известный — из 1905 года! Тогда русский инженер Михаил Пастернак предложил построить железнодорожный тоннель от мыса Дежнёва до мыса Принса Уэльского. Тогда техническое воображение опережало время, но даже сегодня его расчеты кажутся впечатляющими: в проекте длина тоннеля составляла 96 км, что в два раза длиннее Ла-Манша. Для строительства планировали создать даже искусственные острова в проливе — представляете масштабы?
В XXI веке разговоры о строительстве тоннеля через Берингов пролив снова оживились. В 2007 году российский предприниматель Роман Абрамович обсуждал планы инвестировать в тоннель, а китайские и японские инженеры рисовали новые схемы. Главная сложность сегодня — не только в финансировании (оценивается в $65–100 млрд), но и в геополитике. Согласование между Россией и США — вот настоящий айсберг на пути этой стройки. Но если проект всё-таки реализуют, он может стать самой длинной подземной магистралью на планете и соединить инфраструктурно не только страны, но и целые континенты. Значит, ваша Tesla, гипотетически, сможет доехать из Москвы в Лос-Анджелес — без пересадок и перелётов!
Да, на этом пути полно технических вопросов. Например, как защищать тоннель от землетрясений и вечной мерзлоты? Или — как обслуживать логистику на территории, где полярные медведи встречаются чаще людей? Некоторые предлагают строить не только железную дорогу, но и автомобильную трассу, а заодно СОЕДИНИТЬ линии оптоволоконной связи и энергетических сетей между материками. Представьте себе скорость интернета!
Чтобы оценить размах таких идей, вспомним существующие мегастройки. Ла-Манш — тоннель между Англией и Францией — считают эталоном инженерного искусства XIX–XX века. Его длина чуть больше 50 км, и он был построен за шесть лет усилиями тысяч рабочих. Проект обошёлся примерно в $21 млрд (в пересчёте на сегодняшний курс). Удивительный момент: за первые 10 лет после открытия поездом по туннелю проехало больше 100 млн человек.
Есть и другие впечатляющие примеры. В Японии одно из чудес света — Сейканский тоннель, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Его длина — 53,8 км, 23 из которых проходят под дном моря. Строили почти четверть века! На третьем месте в мире пока что Киндайский тоннель в Китае — 55 км между Гонконгом и Макао через искусственные острова. Это не просто тоннели — целая транспортная инфраструктура с развязками, причалами, туннелями и мостами.
Теперь внимательный читатель спросит: если у китайцев, японцев и европейцев получилось, почему бы не соединить Россию и Америку? Главная сложность — не только расстояние. Здесь 85 км между точками, ледяная вода, подводные скалы, вечная мерзлота, землетрясения — в общем, полный набор препятствий. Зато и эффект космический: только представьте, что с запуском тоннеля товары из Азии смогут попадать в США без кораблей, а туристы из Нью-Йорка однажды будут приезжать в Магадан через подземную железную дорогу.
Интересный факт: в древности здесь уже был сухопутный мост! Проход на место нынешнего пролива открылся около 20 000 лет назад, когда уровень морей был ниже. Именно через этот коридор первые люди заселили Америку из Азии. Сегодня этот переход снова маячит на горизонте — только вместо мамонтов по нему будут кататься суперсовременные поезда.
Кот Барсик наверняка тоже мечтает скататься в Америку, если тоннель заработает. Но пока нам остаётся наблюдать за инженерными баталиями и строить планы на будущее. Прямо сейчас самое близкое расстояние между Россией и США составляет всего 4 километра по прямой, и именно эта точка притягивает внимание и туристов, и промышленных магнатов. Если любите экстрим, не забудьте, что пешком или на льду пересекать пролив нынче строго запрещено и чревато большими неприятностями. Рассматривать вид на Америку с Чукотского берега — вот пока настоящее приключение.
В путешествиях по Дальнему Востоку и Аляске важно помнить о погоде: летом туманы, зимой арктические морозы, а сезонные дожди и тающие льды превращают поездку в квест. Если вдруг когда-нибудь тоннель откроют, он решит массу бытовых проблем — например, доктора смогут быстрее добираться на Чукотку, а жители Севера получат свежие продукты без недельных ожиданий. Для инфраструктуры двух стран это поворотный момент: новые маршруты снизят стоимость перевозок, появятся рабочие места и даже небольшие города вдоль трассы.
Так что – если однажды решитесь пуститься в путешествие по будущему тоннелю, не забудьте сделать фото и передать привет коту Барсику. Ну а пока все планы — на бумаге, можно читать истории смельчаков, мечтать и следить за новостями. Кто знает, может быть через пару десятков лет вы сможете за пару часов оказаться на другом континенте — без виз, самолётов и стрессов. Да, и ещё — не забудьте взять тёплые перчатки и зарядку для смартфона: даже самая современная техника любит подзарядиться, как и мы, путешественники.
Дмитрий Ястребов
Я работаю в строительной отрасли уже более 15 лет, специализируясь на проектировании и управлении большими строительными проектами. Мне также нравится писать статьи о последних тенденциях и инновациях в строительстве, а также делиться практическими советами и решениями. В свободное время я изучаю новые технологии и их применение в нашей области, что позволяет улучшать качество моей работы.
посмотреть все публикацииНаписать комментарий